С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ МАГИЯ?
Реальность откроется тому, кто молчит. Это не преувеличение. Шри Ауробиндо назвал такое состояние "безмолвием ума", Джидду Кришнамур-ти - "тотальным вниманием", а буддисты - "пустотой".
- Йогас читта вритти ниродха, - говорили ранние йоги. - Йога - это приостановка активности субстанции ума.
Технология такой приостановки у каждой школы своя, однако наиболее внятно, как и многое другое, она изложена в учении потомков воинственных ацтеков. Дон Хуан выражается гораздо яснее монголоидов Индостана и Тибета, поскольку является наследником самой древней на земле магической традиции, терминология и методика преподавания которой отполированы до совершенства сотнями поколений магов.
- Ты слишком много думаешь и разговариваешь, - заявляет он ученику. - Ты должен прекратить разговор с самим собой. Каждый из нас делает это. Мы ведем внутренний разговор. Что ты делаешь, когда остаешься один?
Карлос признается так, как любой из нас признался бы на его месте:
- Я разговариваю сам с собой.
- Я скажу тебе, о чем мы разговариваем сами с собой, - обещает старый индеец. - Мы разговариваем о нашем мире. Фактически мы создаем наш мир нашим внутренним разговором. Когда мы перестаем разговаривать с собой, мир такой, каким он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, мы поддерживаем его своим внутренним разговором. Но не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор еще и еще, до тех пор, пока не умрем, потому что мы продолжаем все тот же внутренний разговор. Воин осознает это и стремится остановить этот разговор. Это последнее, что ты должен знать, если
хочешь жить, как Воин.
Внутренний диалог - это мальчиш-плохиш, который пакостит на каждом шагу. Нам трудно разрушить образ себя именно потому, что непрерывная внутренняя болтовня этот образ фиксирует. Одновременно она фиксирует привычное мировосприятие, не давая разрушить и его.
На чем бы не остановился ваш взгляд, в глубинах разума неизменно всплывает ярлычок, подтверждающий, что мы видим именно то, что видим: "будильник", "очки", "нож"... А если бы эти подсказки перестали вдруг всплывать? Вместо будильника мы бы увидели нечто круглое, испещренное веселыми штрихами; вместо очков нашему взору открылось бы нечто еще более смешное, прозрачное, с бликами и способностью все искажать; нож оказался бы блестящей, острой палочкой - столь же бессмысленной, как и прочие предметы.
- Как ты знаешь, главная помеха в магии - внутренний диалог: это ключ ко всему, - чеканит . старый маг. - Когда Воин научится останавливать его, все становится возможным. Самые невероятные проекты становятся выполнимыми. Ключом ко всякому колдовству и магическому опыту, который ты пережил недавно, был тот факт, что ты смог остановить внутренний разговор с самим собой.
Для остановки внутреннего диалога разработан набор хитрых упражнений. Самое главное - отсечь зрительные образы, то есть 90% информации вообще. Для этого зрение максимально загружается, но одновременно сводится к минимуму возможность автоматического движения глаз. Как это осуществить на практике?
- В начале нашего знакомства дон Хуан предлагал мне подолгу ходить с расфокусированными глазами, пользуясь только боковым зрением, - вспоминает Карлос. - Он утверждал, что если удерживать расфокусированные глаза на точке чуть выше горизонта, то получаешь почти полный 180-градусный обзор. Он настаивал, что это упражнение является единственным способом остановки внутреннего диалога. Тогда же я понял, что остановка внутреннего диалога - это не просто удерживание слов, произносимых самому себе. Весь процесс моего мышления остановился, и я ощутил себя как бы парящим.
Затем переходят к другому мощному каналу восприятия, слуху. От индейских магов не укрылось, что аудиосигнал гораздо меньше видеосигнала участвует в привычном описании мира. Старый индеец призывает ученика разгружать глаза, перенося нагрузку на уши:
- Мы говорим с другими и с собой главным образом о том, что видим. Воин сознает это и прислушивается к звукам мира.
Испытайте, читатель, этот простой совет. Проведите достаточное время с завязанными глазами, и вы убедитесь, насколько образы, рожденные лишь звуками, неполны. Из их неполноты вытекает их же неопределенность: один и тот же звук может издать ребенок, животное, телевизор, передвигаемый шкаф... В ситуации высокой неопределенности внутренний диалог расстраивается. Неслучайно задачи высокой степени неопределенности в технике называют кибернетическими задачами - людям они не по зубам и решаются лишь с помощью компьютеров.
Иная забавная уловка - правильный способ ходьбы. Идея следующая: необходимо перегрузить привычное мировосприятие с тем, чтобы оно... отступило.
- Воин сначала, поджимая пальцы, привлекает свое внимание к рукам, а затем, глядя без фиксации глаз на любую точку прямо перед собой на линии, которая начинается у концов его ступней и заканчивается над горизонтом, буквально затопляет свое привычное мировосприятие информацией.
Без фокусировки на окружающих конкретных элементах наше мировосприятие не умеет разговаривать само с собой и, как поэтически выражается дон Хуан, "становится тихим". Причем положение пальцев не имеет никакого значения, их просто нужно сжимать любым непривычным образом, чтобы привлечь собственное внимание к рукам. Ниже мы увидим, что метод информационной перегрузки применяется в гипнозе для того, чтобы "парализовать" сознание и в это время незаметно ввести установку в подсознание.
Упражняясь в "правильном способе ходьбы" и пользуясь только боковым зрением, вы обнаружите, читатель, что расфокусированные глаза замечают множество штрихов мира без ясного представления о них - детали, чересчур мимолетные для обычного зрения. Привычному мировосприятию нечего сказать о них, и оно... молчит.
На самом-то деле внутренний диалог останавливается при помощи воли. Все обманные финты, которым обучают маги, служат лишь способом пробудить волю. Но что такое воля! Слепой, безличный и непрерывный поток энергии, который заставляет действовать нас так, а не иначе.
- Начать внутренний разговор с самими собой мы вынуждены под давлением тех, кто нас учит, - поясняет дон Хуан. - Когда они учат нас, они задействуют свою волю. И мы задействуем свою в процессе обучения. Просто ни они, ни мы не отдаем себе в этом отчета. Обучаясь говорить с самими собой, мы обучаемся управлять волей. Это наша воля - разговаривать с самими собой. И, чтобы прекратить внутренние разговоры, нам следует воспользоваться тем же самым способом: приложить к этому волю.
Магию невозможно освоить нахрапом, как это делают студенты-троечники перед экзаменом, когда за несколько дней кое-как знакомятся с совершенно незнакомым прежде предметом.
- В прошлом мы видели, как некоторые люди пытались стать воинами при помощи напряженного усилия, - напоминает тибетский отшельник Чогьям Трунгпа. - Но результатом оказывалось дальнейшее смятение, когда такой человек открывал в себе целые залежи проблем и некомпетентности. Если вы не чувствуете радости, не ощущаете магического характера практики, то вам кажется, что вы просто наткнулись на высокую стену безумия.
Магия начинается сразу после того, как нам удается прервать свой внутренний "базар" и мы перестаем воспринимать мир привычно. Иначе говоря, гасится наше обычное (первое) внимание. Лишь теперь фокусируется наше второе внимание и можно увидеть Реальность.